""Хата есть, да лень тащиться" "Я не блядь, а крановщица"" И.Бродский "Представление". По свидетельству "словаря русского языка XVIII
века" слово "блядь" после 1730-х гг. в книгах как непристойное
не употребляется. Последующие после первых издания словаря Даля тоже выходили
без этого и многих других "непристойных" слов. Известны купюры
этого слова у Чехова2 и Толстого, неиздание срамных произведений Баркова,
произведения А.С.Пушкина "Тень Баркова", замена многоточиями
подобных слов у иных авторов, неиздание впоследствии уже современных
произведений Аксенова, Лимонова, от чего многие такие произведения выходили в
самиздате или переписывались от руки. Правда, даже в самые темные времена
оставались доступными и первые издания словаря Даля, и "Материалы для
словаря древнерусского языка" Срезневского, однако в силу официального
табу в них мало кто заглядывал. Явление обитает в языке столь мощно, что синонимическое
богатство едва ли поддается всеохватывающему взгляду. И это при том, что
богатство сие передавалось из уст в уста на протяжении многих столетий, и
даже сейчас, пребывая на полулегальном положении, не является закрепленным в
печатном виде. Мы не ставим задачей разбор всего языка бранных слов, он
весьма богат, к тому же такое исследование и не нужно для наших целей, но мы
попытаемся исследовать с нашей точки зрения одно из самых употребимых слов и,
очевидно, отражающих одно из фундаментальнейших явлений в русской культуре -
нелегальную свободу сексуальной любви, выраженную в надрывном и безысходном
жертвенном противостоянии свободы чувственного наслаждения и тотального
принуждения со стороны общества и государства, вытесняющего не только
нежелательное явление из сферы доступного, но и язык, ему сопутствующий, в
область запретную, непечатную, умалчиваемую, необсуждаемую и закрытую даже
для упоминания о ней. Условно весь синонимический ряд можно разделить на три
смысловые группы. I группа - по внутреннему смыслу объединяющаяся вокруг
содержания "грязная, неопрятная, женщина (грязная во всех смыслах и
нечистая)"; II группу составляют синонимы, которые вмещают общий смысл
- "продажность, аморальность, доступность, неразборчивость в связях с
корыстливой целью"; К III группе относятся подлинные синонимы слова
"блядь", которые соотносятся со смыслом "любительница
наслаждений, сластолюбица, страстотерпица, сладострастница". Уже из этого простого различия можно сделать вывод, что
главным мотивом, который общество предпочитает замалчивать в отношении
подобного рода явлений, является мотив желания раскованного и свободного
наслаждения. Именно этот мотив является наиболее опасным для устойчивости и
несокрушимой силы государства, и именно он маскируется иными мотивами -
корыстием и безалаберностью (легкомыслием, легким поведением). Именно по этой
причине настоящие бляди, бляди по убеждению, имеющие свою идеологию и
риторику влияния, творящие блуд даже не из любви к искусству (ибо это та же
мертвая идеология, внешняя самой любви), но из любви к наслаждению, и в силу
этого достигающие вершин искусства блуда, представляли, представляют и будут
представлять подлинную опасность для государства, которое зиждется на половой
несвободе, брачном порабощении человека, морали двойных стандартов. I группа3 Шмара - (у Даля нет этого значения по отношению к женщине)
- цвиль, тина на воде, то есть грязь; Лаханка - неопрятная женщина; Лахудра - ниже бляди (так у Даля), плешничает которая; Плеха - (плехань, плешивый человек, плехоть, плехотина,
ветошь, тряпка) - Даль определяет ее как блядунью ниже бляди (ассоциативно
можно понять ее как женщину, которую можно плюхнуть на земь и сверху самому
плюхнуться); Хвойда - укр. - неопрятная; II группа Шлюха - шлюшка, шлюхота, шлюня, шлянда, шленда, шльондра,
шлында, шляла, шатала (у Даля) - присутствует значение - женщина-неряха,
одетая кой-как, небрежно, грязно, но более значимо содержание шляющейся развратной,
доступной и продажной по низкой цене женщины (для мужчин - повеса, тунеядец,
шатун - едва ли передают то же значение); Потаскуха - потаскушка, потаскная, которая таскается с кем
попало и где попало (у Даля - развратная), (мужчина - потаскун); Стерва - старая, противная и низменная женщина (у Даля -
падаль, остервенеть=озвереть); Курва - опущенка (скурвиться=опуститься), (у Даля -
публичная женщина, в словаре древнерусского языка XI-XIV вв. - распутная
женщина); Шалава - шелава, шелява - шальная (у Даля есть смысл и
неопрятной женщины), шалостливая, способная на непристойные забавы; Сука - (у Даля негодная женщина), равно как самка собачья,
готова подставиться каждому кобелю; Шмонка (шмонька) - щеголиха, распутница, легкого
поведения, казотка; (Казотка - жеманница, кокетка); Кокотка - продажная, распутная публичная женщина; Слова, смысл которых не найден в словарях, но взятые из
живого языка: Профура, прошмандолка (прошмандовка), лярва ("Словарь
древнерусского языка XI-XIV вв." определяет лярву как маску); Унижающие имена - подстилка, непотребная девка. III группа Блудница - блудодейка, блуждающая, путешествующая
прелюбодейка; Блядь, блядка4 - "Злоключения от страсти, коя всему
начало и корень; страсть же сия есть любовь, но преступна любовь и
блядива". Блядня = распутство. Блядовать - предаваться разврату.
Блядовство = блядство, прелюбодеяние, блуд, невоздержанность (на прелестное
блядство приглашати народ ( т.е. на вздорные, нескромные забавы)). Блядский
дом = публичный дом. Честное блядство - ухаживание, флирт, то есть
глазолюбность, хотя многия с неучтивой ненависти называют оную честным
блядством. Блядун - распутник. Следующим браком порок любодеяния (блядства)
истребить. Иные (очевидно начальные) значения. Блядословить...5 Блядь -
обман, суесловие. Блядник - суеслов, пустомеля; блясти, бляду - заблуждаться.
Блядня - прелюбодеяние. Блядство - невоздержанность. Блядно - вздорно.
Блядивый - пустословный. Блядивец - пустомеля. Блёжник = блядун. Связь со словами. Блядь и блуд. Блядый и бледный. Блясти
(заблуждаться) и блюсти (следить, наследовать, сохранять). Блядство -
плотолюбие, плотострастие, плотосластие, плотоугодие, сластолюбность,
страстотерпие. Блядь - сластолюбица, страстотерпица, плотоугодница,
плотолюбица, блудолюбица, блудодейка, прелюбодейка. Все перечисленные
типы встречаются в России, но они не являются главными и столь неизбывными
для культуры как бляди. Подобное явление существует и в других культурах, но
нигде оно не отражено в языке с таким лицемерием, как это непристойное и
живучее - блядь... |