Пять запретов на пути к свадьбе

Назад

 

 

С  начала массовой алии из бывшего СССР в Израиль прибыли тысячи людей, мечтающих устроить свою личную жизнь. Но обретя спутника жизни, они, к своему удивлению, наталкиваются на всевозможные препятствия, о которых не имели прежде ни малейшего представления. Это приводит к многочисленным личным трагедиям, причем количество исковерканных судеб с каждым годом продолжает увеличиваться. Зададимся вопросом: почему так происходит?

В отсутствии конституции в Израиле и института гражданского брака вступающие в брак вынуждены обращаться в раввинат, где многим из них отказывают, руководствуясь галахическими постановлениями. Отказ раввинов обосновывается запретами — таких запретов пять. Я неоднократно обращался к главному раву Израиля Меиру Лау с просьбой опубликовать эти запреты на русском языке, но ответ был один: с удовольствием, но у нас нет денег. Это вынудило меня опубликовать их, не дожидаясь соответствующей санкции раввината.

Ребенок замужней женщины, рожденный не от ее мужа (но от еврея), считается незаконно рожденным, то есть «мамзером», и не имеет право вступать в брак с евреем. Однако он имеет право жениться\выйти замуж за человека, перешедшего в еврейство («гера»), либо за такого же «мамзера». Причем потомки «мамзеров» тоже считаются «мамзерами» и так до десятого поколения.


Потомки Коэнов (люди с фамилиями Коган, Кац, Каганович и т. п.) не имеют право жениться на разведенных женщинах.


Женщина не может вернуться к своему первому мужу, если она вышла замуж вторично (даже в случае, если ее второй муж умер или она развелась с ним).


Еврей\еврейка не может вступить в брак с нееврейкой\нееврем. Если такой брак оформлен в другой стране, то Галаха не признает его. Ребенок, родившийся в смешанном браке, считается ребенком, не имеющим официального отца. Дети, рожденные нееврейкой, считаются неевреями.


Кроме этого, женщины, прошедшие развод за границей не по Галахе (то есть не получившие гет), не имеют право вступить в новый брак в Израиле, пока не оформят свой развод через раввинат. (Ко мне обращались и продолжают обращаться женщины-еврейки, находящиеся в разводе 10-30 лет и не имеющие представление о том, где проживают их бывшие мужья. В раввинате от них требовали найти бывшего мужа-еврея и даже посылали своих представителей в страну исхода, чтобы оформить развод в соответствии с предписаниями Галахи)

Эти запреты являлись частью закона, принятого Кнессетом в 1953 году, когда вопросы брака и развода были переданы под эксклюзивную ответственность раввината. В то время негативные последствия этого закона были незначительны.

Сегодня ситуация кардинально другая. И причина тому — репатриация, в том числе и из бывшего Советского Союза.

Если в начале 90-х годов количество неевреев по Галахе составляло чуть больше 10 процентов, то сегодня их 62 процента. Большинство из них евреи только по отцу, но в Израиле они считаются невреями. Это приводит к трагическому парадоксу: если в бывшем Советском Союзе они страдали от того, что их считали евреями, то в Израиле они вынуждены страдать от ограничений раввината. Лишенные возможности создать свою семью, они при этом исправно выполняют свой гражданский долг: служат в армии и платят налоги. В результате они вынуждены искать обходные пути, чтобы устроить свою личную жизнь. Эти люди едут за границу, платят две тысячи долларов и регистрируют там брак, который тоже не всегда признается государством Израиль. В 1999 году такие браки заключили 6400 пар старожил и репатриантов. Это на 14 процентов больше, чем в предыдущем 1998 году. Фактически, в гражданский брак, оформляемый заграницей, вопреки закону 1953 года, вступает каждый шестой гражданин Израиля.

Вопрос о гражданских браках в Израиле стал настолько остро, что его не обошел вниманием даже госдепартамент США в своем отчете 1999 года о правах человеках во всем мире. Подобной критике подверглись три страны — Афганистан, Иран и Израиль.

29 ноября 1999 года я обратился в БАГАЦ по двум вопросам. Во-первых, государство должно компенсировать расходы на поездку за границу и оформление там брака. Во-вторых, я потребовал введение института гражданских браков. БАГАЦ переадресовал меня к правительству и Кнессету, указав, что эта проблема должна решаться на законодательном уровне.

После этого, по рекомендации БАГАЦа, я обратился в Кнессет. На словах многие поддерживают меня, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Между тем, проблема гражданских браков настоятельно требует решения и в обществе все яснее осознают это. По опросу, проведенного по заказу движения «Граждане» в январе 2001 года среди русскоязычных граждан Израиля, 91 процент репатриантов поддерживают введение в Израиле гражданских браков и разводов.

Сегодня за изменение сложившейся ситуации выступают два движения, в которые входят 30 олимовских и израильских организаций. Эти движения: «Форум за гражданские браки» и «Национальный Форум за гражданские права в Израиле». В настоящий момент в обществе складывается консенсус по решению этой наболевшей проблемы. В преддверии выборов и Шарон, и Барак в личных письмах руководителям движения «Граждане» признавали необходимость осуществления давно назревших преобразований в этом вопросе. Наш долг продолжать оказывать политическое давление на правительство и членов Кнессета от партий, которые утверждают, что представляют нас в Кнессете.

 

 



Hosted by uCoz